Занятия по развитию слуха (сольфеджио):

Развивать свой слух необходимо каждому музыканту на любом инструменте и в любом стиле. Музыка для новичка - это как иностранный язык. Для того, чтобы научиться общаться на нем, надо знать, как произносятся отдельные звуки, по каким законам они составляются в слова, как звучат и переводятся эти слова т.д. То же самое в музыке: для того, чтобы научиться исполнять, нужно знать, из каких элементов состоит музыка, как эти элементы соотносятся друг с другом. Нужно сделать свой слух более чутким, чтобы научиться распознавать нюансы и оттенки звучания - без этого нет музыки, просто бездумный набор звуков. Нужно изучить теорию музыки и натренировать скорость мышления, чтобы знать, как прозвучит то, что вы собираетесь сыграть. Нужно знать, какими средствами можно добиться того или иного характера в музыке. Занятия по развитию слуха направлены на решение этих задач.

Все, кто преподает музыку, едины во мнении, что ученик, который посещает занятия по развитию слуха (сольфеджио), развивается гораздо быстрее, чем тот, кто занимается только инструментом. Не случайно сольфеджио является обязательным предметом во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях.


В моем классе эти занятия в достаточной степени отличаются от того, что подразумевается под «сольфеджио» в классической музыкальной школе. Поскольку направленность моего класса джазовая, то и сольфеджио имеет соответствующую специфику. Кроме того, в музыкальной школе сольфеджио и специальность преподают разные педагоги, и сольфеджио - это всегда групповой урок. Из-за этого иногда приходится сталкиваться с такой ситуацией, что у ученика плохая успеваемость по сольфеджио не вследствие того, что данные плохие, а вследствие того, что на раннем этапе он не понял какой-то теоретический материал, что-то не успел натренировать или просто пропустил урок, на котором была новая тема. Годами эта ситуация формирует негативное отношение к предмету и к школе в целом. Из-за плохих результатов ученик психологически зажат на уроке, отчего результаты становятся еще хуже. Если в семье нет музыкантов, то, как правило, никто не может помочь. В моем классе этого не происходит. На индивидуальном уроке мы всегда разбираем то, что было непонятно на сольфеджио, и отдельно тренируем то, что плохо получалось. Я всегда стараюсь распределять учеников в соответсвующую им по уровную группу, чтобы для каждого ученика занятия были продуктивными.

Кроме того, так же, как и мой учитель, у которого я переняла некоторые моменты в методике преподавания, я стараюсь создать на уроке свободное, веселое настроение, так как убеждена, что в атмосфере психологического комфорта и открытости слух развивается гораздо лучше.

Большая часть времени на занятиях по сольфеджио отводится тренировке слуха: я играю на инструменте интервалы, аккорды, звукоряды и другие задания, а учащиеся пытаются на слух определить, что именно прозвучало. На первых занятиях звучат самые простые тесты, например: я играю аккорд, и надо определить, весело он звучит или грустно (мажор, минор), или я играю два звука - нужно определить, какой из них выше, а какой ниже. По мере того как учащиеся начинают лучше слышать, тесты усложняются.

Также на этих занятиях мы уделяем много времени ритму и делаем такие задания как: повтор ритма, вопрос-ответ, чтение, сочинение и запись ритмических рисунков и др. Все ритмические задания выполняются с метроном или с музыкой. С групповых ритмических заданий начинается первое знакомство с ансамблем. Позже небольшую часть урока по сольфеджио мы отводим под игру на инструментах в ансамбле (потом ансамбль выделяется в отдельную дисциплину)
Cм. так же раздел «Система занятий» - 2.2. Ансамбль.

Еще одна составляющая занятий по развитию слуха - это различные задания со звучащей музыкой (ритмические задания и задания на чувство формы). Я стремлюсь к тому, чтобы ученику была ясно видна взаимосвязь сольфеджио и занятий инструментом. Большинство тестов (особенно на начальном этапе) я играю на гитаре. Когда ученики приобретают некоторые навыки игры, то мы выполняем некоторые тесты с инструментами. На втором году обучения, наряду с моим исполнением, ученики по очереди играют тесты друг другу. В среднем раз в два месяца проводятся контрольные тесты, благодаря которым вы можете наглядно увидеть свой прогресс. По результатам этих тестов мы выбираем лучшего ученика по сольфеджио (см. раздел Стоимость - Cкидки).

Еще занятия по сольфеджио - это игры, которые, с одной стороны, рождают непринужденную атмосферу на уроке, а с другой - помогают быстро сориентироваться в новом материале.

Как правило, у меня в классе есть несколько групп по сольфеджио разного уровня и возраста. Каждая группа занимается один раз в неделю, но по желанию вы можете ходить также на занятия других групп – за это нет дополнительной платы.

Вы можете развивать свой слух интенсивней, если будете помимо занятий в классе заниматься сольфеджио дома с программой Ear Master (или иными), или дополнительно встречаться с другими учениками, чтобы играть друг другу тесты по сольфеджио.
Хостинг от uCoz